Трикстер долгие годы то и дело объясняет что-то психологическое на метафорах «консервов» и «порохового склада», а Риола написала вот здесь (https://vk.com/wall1024289_9688?reply=9716#reply9716) чудесный текст на основе этих метафор. Выкладываем его как статью.
АВТОР ТЕКСТА: Риола Ранти
АВТОР МЕТАФОР: Трикстер
У любого человека есть психика. Что у мужчин, что у женщин. У некоторых людей она полностью здорова. Им не свойственны обидчивость, болезненные реакции на критику, желание непременно доказать свое превосходство, инфантильные, зависимые отношения, потребность манипулировать, подсознательное желание мстить случайным людям за боль, причиненную давным-давно… Можете и сами продолжить этот список.
Так вот, эти абсолютно здоровые люди свободны и счастливы, всегда точно знают, чего хотят, строят со всеми здоровые, зрелые отношения (что дружеские, что рабочие, что личные), никому не завидуют, не мстят и не манипулируют. Да, они могут иногда расстраиваться или злиться, но их чувства всегда адекватны ситуации. И они всегда способны выразить эти чувства вовремя, да еще и в социально приемлемой форме. И потом сразу же все свои эмоции переварить и полностью прожить. И не держать зла, даже если им крупно напакостили. И не страдать, даже если их действительно использовал или бросил близкий человек. Не надеть маску «у меня все ок», под которой прячется непрожитое горе или гнев, а правда прожить до конца.
Потому что у них нет багажа из детских травм, на которые это горе или гнев могут наложиться. У них было здоровое, по-настоящему счастливое детство. Их любили и понимали родители, воспитатели в детском саду были всегда адекватны и внимательны, их не травили в школе, не били указкой по пальцам, не лупили ремнем, не вопили дурниной, если им случалось совершить ошибку…
Я думаю, вы и сами понимаете, что таких людей единицы. Если они вообще существуют.
А удел всех прочих сапиенсов — это, увы и ах, жизнь не то на консервном складе, не то на бочке с порохом.
Почему консервы?
В раннем детстве ребенок не способен прожить большую часть боли, гнева и страха, которые он испытывает. Например, когда родители орут друг на друга или на него, ему так страшно и плохо, что чувства могут его убить или свести с ума. Ну, или его внутренним системам безопасности так кажется. Поэтому психика откладывает эти чувства «на потом»: сейчас мы их не можем прожить, но, возможно, в будущем наступит момент, когда это будет уже не так опасно. А пока — консерва.
Банка консервированной злости: я рисовала на обоях, а меня не поняли; я разозлилась, а мне сказали, что злиться плохо.
Банка консервированной боли: я разбил колено, было больно и обидно, но мама запретила плакать и сказала, что я сам виноват.
Папа каждый день приходил домой пьяный, ругался с мамой, она плакала — два стеллажа консервных банок.
Мама считала, если младенец плачет, то его нужно на пару часиков оставить одного, и делала так каждый вечер — 10 фур консервных банок со смертельной тоской и первосортным отчаянием.
Консервный склад, понимаете? У кого-то больше, у кого-то меньше. У кого-то на гектары, у кого-то всего пара сотен квадратных метров, заставленных шкафами с банками.
Шкафами? Э, нет. Шкафы, да еще и с проходами между ними, чтобы везде было удобно добраться, — это упорядоченная система. В голове она сама собой не возникает. Ее можно создать в процессе работы с непрожитыми эмоциями. Но изначально никаких шкафов нет. Банки с непрожитыми чувствами валяются, как попало, одно поверх другого, слоями, так что еще попробуй доберись.
А теперь самое интересное. Почему пороховой склад. Описанные консервы утилизировать не так просто. Сами они не исчезают, их нужно доставать и вскрывать, причем, правильно вскрывать, так, чтобы старые чувства удалось прожить, а не создать новое переживание, с которым не получилось справиться.
Зато эти «банки» резонируют с нашими повседневными чувствами. Вот, например, наступила мне бабка в метро на ногу и не извинилась. Ерунда? Ерунда. А я, допустим, открыла пасть и орала на нее до хрипоты, а потом еще два дня забыть ее не могла. Что случилось? Это мои консервочки взорвались. Ситуация, случившаяся в настоящем, оказалась чем-то подобна старой, непрожитой истории. И запаянные в банку чувства вырвались наружу, раскидав все, что лежало сверху. Опознать их в этот момент тяжело. Сознание воспринимает весь поток как злость на бабку, а не на маму, папу, старшего брата и прочих персонажей личной истории. Взрыв, как правило, не приводит к тому, что багаж непрожитых страстей становится меньше. Иногда после взрыва их может стать даже больше. Но некоторое напряжение внутри на время снимается.
Взрывы могут быть серьезны. Вплоть до депрессии, инфаркта или убийства в ответ на сносную, в целом, ситуацию. Чем больше и беспорядочней склад, тем страшнее взрывы. Некоторые люди полностью теряют адекватность, и их эмоциональные реакции становятся совершенно непредсказуемы.
Склады взрывоопасных консервов характерны для любой травмированной психики, независимо от пола. Правда, в нашей культуре есть миф, что выражение и проявление чувств — это слабость, и мужикам она не к лицу. Это опасный миф, он создает базу для усиленного консервирования эмоций и вытеснения их в область бессознательного.
То есть и мужчины, и женщины эмоциональны, но в силу разницы в воспитании проявление эмоций у них может выглядеть по-разному.
Ну и вот, лаборатория <<см. исходный контекст>>. Нужно с утра до ночи секвенировать-амплифицировать-пэцээрить-подсчитывать-писать отчеты. А вокруг люди. Этот раскритиковал, эта подставила, тот спер научное открытие, эта сорвала публикацию, тот бросил, эта не дала… Бах! Бах! Бах! — взрываются внутренние склады непрожитых в детстве и юности эмоций.
Кто-то поплачет. Кто-то напьется. Кто-то набьет морду коллеге. Кто-то подменит результаты. Кто-то повесится. Кто-то взорвет институт к растакой-то матери. Самые умные пойдут к психотерапевту. Но таких (в нашей стране) единицы.
Одно убийство в лаборатории всегда накладнее сотни эпизодов слез. А самый разгульный кабацкий скандал лучше удачной подмены результатов и неверных выводов в серьезной работе.
А у роботов по-другому. Я с роботами мало работала, но это так здорово, знаете? Вжик-вжик. Взззз! Хш-хш-хш. Сломалось? Вызвал инженера, починили. Совсем сломалось? Увезли на ремонт. И никаких взрывов, внезапных обвинений, козней, слез, попыток унизить. Только работа. Соблюдай инструкцию, вовремя доливай масло и реактивы — и проблем не будет. Молодцы они, я считаю. Вот только планировать эксперименты и делать выводы у них пока не выходит. К счастью.
АВТОР ТЕКСТА: Риола Ранти
АВТОР МЕТАФОР: Трикстер
_____________________
В блоге на нашем сайте «Другой Глобус»: http://alterglobe.ru/blog/index.php?entryid=154