Риола Ранти: «Как и почему общество дает мне ощущение, что я — ничтожество»

Статья Риолы Ранти на стыке онлайн-курса «Акуна Матата» и семинара «Денежное дерево».

«Как и почему общество дает мне ощущение, что я — ничтожество»

АВТОР: Риола Ранти

На днях Трикстер подкинул интереснейшую идею. Начну издалека.

Знаете, я регулярно сталкиваюсь с таким феноменом в своей голове: в глубине души я считаю, что я никто. Ну как. Чтобы считать себя художником, следует окончить как минимум Строгановку и хорошо бы выставляться в Третьяковской галерее. Чтобы сказать о себе «я умею петь» следует быть оперной певицей Большого театра, не меньше. И вообще чтобы называться хоть кем-то, нужно лет пять учиться, потом еще много времени работать по специальности, пройти по карьерной лестнице до вершин, и только завершив этот нелегкий тернистый путь можно называться КЕМ-ТО. Фотографом, археологом, биохимиком, зоопсихологом… Не важно. А кто я без всего этого багажа? Да никто!

На этом «да никто» меня обычно начинают спрашивать, как же так. Окончила биофак МГУ, достигла известных высот в массаже, освоила аэродизайн, ведешь тренинги, рисуешь, занимаешься керамикой, мыло варишь — и вдруг никто? Я отмахиваюсь. Нахожу отмазки.

А потом задумываюсь: а как так выходит? Откуда берутся все эти славные убеждения?

И вот тут-то Трикстер подал мне простую, может даже очевидную идею. Которая мне в голову раньше не забредала.

В средневековье люди объединялись в цеха, поскольку нуждались в безопасности и поддержке. Времена были такие, что в одиночку выжить было почти невозможно.
Цех давал защиту в обмен на лояльность и подчинение довольно жестким правилам. Сменить профессию в те времена было затруднительно.
Никак нельзя было переметнуться из кожемяк в бортники. Традиция цеха, знания и навыки передавались от отца к сыну. И единственный способ стать бортником заключался в том, чтобы родиться в семье бортников. Вариантов не было.
Даже найдя способ освоить методику, нельзя было взять и пойти самому реализовываться в любой интересной области. Цех жестоко карал выскочек, отнимающих у него хлеб.

Нынче не так. Нынче можно выучиться на зубного врача, а работать пойти аквагримёром. Мечтая при этом о карьере дизайнера одежды. И родившись в семье программиста и владелицы банка. Времена изменились.

А вот убеждения сохранились старинные. Мол, нужно родиться художником, в семье художников, иначе художником не стать. Нужно заплатить годами своей жизни, чтобы войти в цех. Получив террабайты лишней информации по дороге. Нужно регулярно доказывать лояльность цеху, вилять хвостом, преклоняться перед мастерами. Иначе не признают. И уж боже упаси вносить в традицию новые веяния, отсебятину и междисциплинарные дополнения! Что, самый умный? Череп не жмет? Тебе еще 7 лет краски по ступам толочь, прежде чем тебя до росписи допустят!

Такие вот пережитки прошлого. Живучие и въедливые. По сути — манипуляции общественным сознанием, которые поддерживаются профессиональными сообществами. Особенно теми их членами, которые большую часть жизни потратили на получение и закрепление статуса в таком сообществе.

Зная, что это лишь чья-то манипуляция, хоть и масштабная, я расслабляюсь. Для меня это больше не закон природы. Я могу игнорировать внешние запреты и реализовываться в той области, где мне интересно реализовываться. Обучаясь в том ритме и объеме, в котором мне это подходит.
Могу осваивать новые навыки и оттачивать имеющиеся, оставаясь не просто КЕМ-ТО или НИКЕМ, а самой собой. Без привязки к цеху.

А у вас как с этим? Есть похожие моменты? Делитесь!

АВТОР: Риола Ранти

Оригинал (вместе с комментариями): https://vk.com/wall26291096_3677

В блоге у нас на сайте «Другой Глобус»: http://alterglobe.ru/blog/index.php?entryid=126
_____________________________________

Из комментариев:
Трикстер:

Спасибо! Мне очень нравится: очень подробная статья, развернутая и доходчивая. Сам бы я написал в четыре строки :)
Ты не отнесешь статью, пожалуйста, в блог «Другого Глобуса»?
Риола Ранти:
Отнесу конечно. А как бы ты написал это в 4 строчки? Прям интересно стало!
Трикстер:
Так и написал бы, как тут говорил. Там основной инфы было четыре строки. Остальное — жестами :). И пояснениями к уже сказанному.

«Мне нравится идея Люды Орел, что такие-то и такие-то проявления — это конкурентный инстинкт. Так работает цеховое мышление, цеховая солидарность. Но сейчас уже не Средние Века, так что для выживания это уже не нужно, а привычка осталась. И куча народу занимается добычей и подтверждением статуса в узкой области вместо того, чтобы развивать междисциплинарные связи, от чего предметная их деятельность менее эффективна.» — Это ровно четыре предложения :))

Трикстер:
Кстати, я заглянул в Википедию на тему цеха и офигел, увидев, что исходно означало слово «шедевр»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цех
:))
Риола Ранти:
Трикстер, неожиданно. Никогда бы не предположила.
Трикстер:
Про шедевр? Я тоже овнезапнился! Сразу много новых оттенков смыслов появилось для меня в этой похвале :). Отношения власти проявились. — Ну там, кто имеет право судить, шедевр оно или нет, и т. п.

 

Риола Ранти: «Как и почему общество дает мне ощущение, что я — ничтожество»: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>